Бывает и такой парный нерест.

Автор: В. Попов

neolamprologus-leleupi2.jpeg

Много лет я занимаюсь лампрологами. Некогда начал с очень изящной рыбки принцессы Бурунди (Neolamprologus brichardi), потом содержал и разводил другие виды этого рода, А несколько лет назад привез из Москвы 13 молодых N.leleupi. К этим рыбам у меня был особый интерес: во-первых, они ярки и красивы (не случайно их торговое название - "апельсиновый", или "цитроновый", лампролог), а во-вторых, меня заинтриговала фраза известного специалиста по аквариумным рыбам Гельмута Пинтера в книге "Cichliden" (1981). Описывая N. leleupi, автор замечает "...наблюдение за нерестом и поведением по охране потомства у этих рыб крайне затруднено из-за очень узкого входа в убежище, где все это происходит". Вот я и задумал подсмотреть, что же происходит в этой щели?

Приобретенную молодь я поместил в аквариум объемом 300 литров; в нем находились куски туфа, росли Anubias nanaи Cryptocoryne aponogetyfolia. Вообще-то невская вода не подходит для цихлид из Великих африканских озер Малави, Танганьики, Виктории. На выходе из крана она имеет жесткость 2-3° и рН 6,5 со склонностью к снижению. А этим рыбам нужна жесткая вода с рН выше 7. Однако петербургские аквариумисты научились преодолевать данное препятствие. В моем аквариуме с новыми лампрологами общая жесткость была 15°, рН 7,5. При замене воды (1/5 часть объема) я доливалее прямо из-под крана, но предварительно подогревал. Чтобы повысить жесткость, приходилось манипулировать с хлористым кальцием и сульфатом магния.

Корм я использовал только свежий и живой - коретру, мотыля, дафнию, циклопа. Даже достаточно крупные рыбы наедались циклопом. В книге А.С.Полонского "Содержание и разведение аквариумных рыб" (1991) сказано, что этих лампрологов можно кормить живым, сухим и растительным кормами, но у меня они к растениям не проявляли никакого интереса, а корма типа "Теtга" брали весьма вяло (может быть, потому, что накануненаедались свежим живым). Вообще я думаю, что по-настоящему здоровая рыба может быть выращена только на естественных живых кормах.

К году мои новоселы выросли - самцы до 12 сантиметров, самки до 8. К этому времени осталось только восемь рыб. Самцы (их было три) стройные, поджарые, с более крупными плавниками. В стайке вполне определенно выделился лидер - самый крупный и ярко окрашенный самец. Очевидно, он воспринял весь водоем, как свою вотчину, и начал наводить порядок. Лампрологов других видов он отгонял от облюбованных участков, но делал это вполне корректно, не нанося им ущерба. А вот своих собратьев жестоко подавлял - два других самца и высунуться не могли из укрытий. Гонял он и всех пятерых самок В дальнейшем оба самца не раз пытались принять участие в нересте, но лидер все эти попытки неизменно прекращал.
Апельсиновые лампрологи не раз занимались землеустройством, раскапывая в грунте широкие ямы. Но както я заметил, что одна изсамок копает несколько иначе, пытаясь сделать узкую щель под камнем. У нее обозначился яйцеклад - не более 1 миллиметра. Лидер все время крутился рядом, отгоняя других рыб.

Во всех книгах говорится. что у N.leleupi нерест парный. Но парность эта имеет свои особенности. Щель, которую выкапывает готовая кикрометанию самка, настолько узка, что и самато она протискивается в нее с трудом, а уж о проникновении туда более крупного самца и речи быть не может. И еще. Пишут, что у цихлид существуют своего рода "личные" симпатии при образовании пары. У апельсинового лампролога я этого не заметил, мой лидер готов был нереститься с любой созревшей самкой. Однажды я заставил его быть "мужем" сразу двух одновременно созревших самок, построивших свои щели в разных концах аквариума. Самец метался то в один угол, то в другой. Для сидящих в щелях самок нерест был вполне парным, но велся он по совместительству...

Однако вернемся к тому, с чего начали разговор о нересте. Итак, щель готова. Самка внутри нее переворачивается брюшком кверху и начинает порциями откладывать икру. Это длится около часа. А что же самец? Он неистовствует снаружи, яростно отгоняя от входа в щель других рыб. Время от времени он бросается к щели и прижимается к ней. В этот момент, очевидно, в щель вбрызгиваются молоки. Затем самец отходит, а самка, усиленно работая плавниками, направляет молоки на икринки. И снова следует откладка порции икры, и опять самец прижимается к щели.

Так выглядит этот парный нерест: один участник внутри убежища, другой обязательно снаружи. Однажды самец всетаки прорвался в щель, но никакого нереста не получилось: он выгнал самку, а та, разбросав икру по аквариуму, умчалась от него прочь. Не удались и мои попытки отсадить в нерестовик уже оформившуюся пару самец неизменно забивал свою избранницу, столь заботливо охраняемую в общем аквариуме. Тогда я стал засыпать все возникающие щели и поставил в общий аквариум две половинки цветочного горшка, присыпав вход галькой. Долго шла моя борьба с землекопами, но они всетаки приняли эти устройства и начали откапывать в них вход. Копала, конечно, самка и щель делала только для себя. А самец охранял этот участок водоема. Иногда хватал камешки у входа и относил прочь.

Очень плотная кладка бледно-розовых продолговатых икринок (диаметр 1-1,5 миллиметра) занимает площадь 2х3 сантиметра, частьикринок уложена в дватри ряда. Выклев личинок происходит по периметру кладки, "верхнеэтажные" обычно белеют.
Икру я переношу в нерестовик и пускаю слабый ток воды от эрлифта. Часть последующих кладок (они появляются через каждые 2-4 недели, а объем зависит от размера самки) оставляю в общем аквариуме. Из них тоже выходят мальки, но в небольшом количестве.

Находящаяся в нерестовике икра развивается при 28°С 4-5 дней. Выклюнувшиеся личинки, имеющие большой желточный мешок, лежат на дне. При температуре 28°С их отсев бывает около 75 процентов. Но если после выклева плавно опустить температуру до 24-25°С, выход будет почти 100-процентным. В каждой кладке - до 300 икринок. Желточный мешок рассасывается медленно - около недели.

Затем я вношу стартовый корм - науплий артемии, самого мелкого циклопа. Активно питающиеся мальки резво вспрыгивают и хватают проплывающий корм. При 5-миллиметровой длине они еще полностью серые, а по достижении 8 миллиметров на всех непарных плавниках появляется белог-олубой кант, как у мальков принцессы Бурунди. К двум месяцам при длине полтора сантиметра они окрашиваются в серо-желтый цвет, а кант на плавниках пропадает. Достигнув 2,5-3 сантиметров, мальки приобретают характерную для вида оранжево-желтую окраску. При этом очень важен фон, на котором они растут: на светлом грунте окраска будет ярко-апельсиновой, на темном - грязно-желтой.

Тем, кто решит заняться этой интересной рыбкой, хочу дать несколько советов. Содержите апельсинового лампролога группой и вместе с другими рыбами: когда у лидера есть "мальчики для битья", на которых он разряжает свою агрессивность, он меньше досаждает своим самкам. Устройство для нереста должно быть тесным. Если самец сумеет расширить вход и проберется внутрь, начнется пустая возня и нерест сорвется. Кладку икры лучше отобрать. Правда, самка ухаживает за ней, удаляя погибшие икринки, но в дальнейшем мальков в общем аквариуме будет трудно отловить и сохранить.