Лампролог Мура

Автор: Сергей Елочкин

neol_moorii.jpg

Рассматривая в зарубежных изданиях фотографии красавцев лампрологов Мура Neolamprologus moorii(Boulenger,1898), я мечтал достать хотя бы несколько мальков или взрослую пару. Пробовал действовать через многочисленных знакомых, но те лишь предавались ностальгическим воспоминаниям о том, как в начале 80-х в нашу страну были завезены и даже отнерестились несколько рыб, после чего вид скоропостижно исчез, так и не прижившись в российской аквакультуре Тем не менее, трудность поставленной задачи, а также превосходные эпитеты в адрес этих рыб, только подстегивали мои стремления
И вот, наконец, после долгих поисков мне удалось в начале 1998 года заполучить в свою коллекцию шесть некрупных N.moorii.
Рыбам был предоставлен 100-литровый водоем с укрытиями из завалов камней, округлых валунов, пещерок и пустых раковин. Условия содержания были следующие (GН 10-15°, рН 7,2-8,5, Т=26-28°С, аэрация, фильтрация воды с еженедельной подменой 1/3 воды на отстоянную свежую). Из кормов рыбы активно поглощали мотыля, коретру, мелко нарезанного кальмара, скобленую рыбу, зооплантктон. Не брезговали они и сухими хлопьевидными или гранулированными кормами фирмы Теtга, с громким всплеском хватая их с поверхности воды
К своим соседям (Calinochromis brichardi, Telmatochromis burgeoni, Neolamprologus buesheri) неолампрологи Мура проявляли терпи-мость, но, повзрослев, стали более задиристыми. Поэтому часть рыб (за исключением тельматохромисов) пришлось отсадить. Однако допускаю, что в более просторном объеме представители этого вида вполне способны ужиться с любыми танганьикцами Да и вряд ли они способны нанести конкурентам серьезные повреждения своим маленьким ртом К концу лета рыбы, до того бывшие серо-коричневыми, а затем просто коричневыми, приобрели угольно-черную окраску. На непарных плавниках заблестела светлая оторочка. Особенно заметно выделялся кант на хвосте, придавая грациозно "скользящим" в толще воды лампрологам вид морских коралловых рыб.
Отошедшая от группы пара заняла несколько горшков и раковину, и тщательно оберегала "оккупированную" территорию, демонстрируя права на нее различными поведенческими позами. При нарушении границы посторонними рыбами самец наскакивал на вторженца и несколькими умелыми щипками прогонял его из запретной зоны. Испробовав различные способы стимулирования нереста и не добившись положительного результата, я решил оставить рыб на несколько месяцев в покое, и заботился лишь об их разнообразном кормлении. К середине осени мои лампрологи подросли еще на пару сантиметров и лидер достигал теперь 10-сантиметровой длины. Самая мелкая самка была 6 см.
Половой диморфизм у неолампрологов Мура проявлен нечетко. Самца можно отличить лишь по более вытянутым косицам спинного и анального плавников; во всем другом признаки и окраска идентичны. У самок бывают увеличены брюшные плавники, но, возможно, это индивидуальное отличие некоторых особей.
Пробуя заново развести рыб, я сначала увеличил кратность подмены воды до 3 раз в неделю по 1/3 объема. Процедура продолжалась в течение трех недель, после чего в воду была поэтапно внесена питьевая сода (1 г/л) и поваренная соль (2 г/л). В последующие две недели воду я не подменивал. а затем вновь добавил 1/4 объема свежей, после чего и последовал нерест. Мелкой беловатой икрой был усыпан весь вертикально стоящий камень. Фотоопределитель птиц И хотя оба производителя охраняли кладку, я все же перенес субстрат с икрой в отсадник емкостью 20 литров, который был на 2/3 заполнен водой из аквариума с производителями и на 1/3 свежей отстоянной. В профилактических целях была добавлена метиленовая синь до темноголубого окраса воды. Через два дня при Т=27°С, постоянной активной аэрации и фильтрации через фильтргубку начался выклев личинок. Основная масса (около 70%) икры к этому моменту порозовела, потом стали заметны дергающиеся хвостики личинок, а вскоре и сами личинки начали скатываться на дно отсадника. Через 6 дней желточный мешок у них рассосался и они перешли на активное питание. Новорожденные мальки (как и икра) крохотные и лучшим стартовым кормом для них служит "живая пыль". А вот науплиусы артемии слишком крупны; при использовании этого корма в качестве стартового число выживших мальков составляет лишь 50-70% от перешедших на активное питание. Молодь невероятно прожорлива и растет довольно быстро. В месячном возрасте она уже достигает сантиметрового размера и формой тела напоминает взрослых рыб.
Малек N.moorii окрашен в желтоватый либо желтый цвет, и взрослая черная пара с группой молоди смотрится в видовом аквариуме довольно эффектно. Теряет желтизну малек в четыре месяца, сначала серея, а потом и чернея, и в годовалом возрасте он уже точная копия своих бархатно-черных родителей.
Хочется верить, что со второй попытки данный вид прочно займет подобающее место в аквариумах российских любителей Танганьики. И при надлежащих условиях содержания, рыбы смогут в течение едва ли не 10 лет радовать владельца интересной окраской и пластикой грациозных движений.