Посещение центра Танзанийского Побережья Озера Танганьика

Автор: Эд Конингс

Самец Cyathopharynx foai у побережья Sibwesa.
Фото Ad Konings

Восточное побережье Озера Танганьика всегда привлекало меня, так как очень немного кому, удавалось исследовать его фауну. Единственный источник информации относительно распределения и разновидностей цихлид, найденных здесь, - Хорст Уолтер Дикхофф, который дважды путешествовал от Kigoma до Kipili. К сожалению, он не сообщал точные примечания относительно того, где он осуществлял фотосъемку. Многие из его фотографий я использовал позже (Konings, 1988). Теперь десятью годами позже, я готовлю расширенную модернизацию той публикации, которая будет издана в этом году(1998). Прежде, чем я сделал это, мне пришлось посетить все части озера самостоятельно. Год назад центральное побережье озера, принадлежащего Танзании оказалось "белым пятном" на моей карте. Поскольку, как я писал в более ранних статьях, организовать экспедицию в Танзанию очень трудно и надо по крайней мере быть личным другом Президента или одного из министров, чтобы сделать документы. К счастью для меня, Тоби Вилл (Toby Veall), экспортер тропических рыб, имеет лицензию, чтобы отлавливать рыбу в Танзанийской части озера, и именно он снабжал меня необходимой командой и оборудованием, чтобы я мог осуществить задуманное. Его база расположена в Замбии.

Тоби хотел отловить, большое количество Tropheus duboisi "Maswa" чтобы основать колонию на его станции в Замбии, которая расположена приблизительно в 2.5 милях от Танзанийской границы. Он полагал, что стоимость такой экспедиции ни за что не может быть оправдана продажей этих цихлид (даже если бы все пошло согласно плану), так что все экземпляры, которые будут отловлены, использовались бы исключительно для целей воспроизводства. Двумя месяцами ранее, Тоби предпринял экспидицию на север вдоль Танзанийского побережья, чтобы отловить Tropheus moorii "Kirschfleck" около Национального Парка Mahali. Но погода была плохая и он был должен возвратиться после нескольких дней ожидания в надежде, что ветер успокоиться. Эта поездка была очень дорогая, поскольку рыба так и не была выловлена; точное местоположение "Kirschfleck" не было найдено; и в довершении всего, он "утопил" свою камеру за 1000 $ (причем не подводную модель!) . Само собой разумеется, он не был в восторге от таких поездок, так что я был освобожден от его компании и он согласился организовать поход на север лишь для меня. Но поскольку мы должны были отловить рыбу в большом количестве, девять из его лучших парней должны были сопровождать меня.

Расстояние от станции в Замбии к месту, где T. duboisi "Maswa" мог быть найден, было оценено в 450 км. Тоби имеет несколько больших деревянных лодок, и мы вычислили, что катер требовал бы приблизительно 910 литров бензина! Мы имели три бака, и несколько канистр. Но все еще беспечно курили сигареты, даже за рулем! Мы также имели больше чем дюжина 265-литровых пластмассовых баков для транспортировки рыбы в дополнение к нескольким большим клеткам для содержания рыбы в течение ночи, компрессора, и все остальное необходимое для пребывания в течении двух недель далеко от базы. К несчастью не было никаких поручней в лодке, так что единственный способ двигаться по ней состоял в том, чтобы балансировать, он был хорош в очень спокойную погоду, но невозможен даже при самом слабом ветре (и я упал несколько раз). Место, назначенное для меня в течение следующих двух недель, была небольшая палуба, где я был вне большинства брызг от волн.

В случае, если Вы задаетесь вопросом: есть ли причина, почему очень немногие рисковали путешествовать по центральному Танзанийскому побережью? Ответ простой. Готовы ли вы к встрече с настоящими пиратами? Тяжело вооруженные бандиты из Конго (прежде Заир) пересекают озеро и ищют приют в заливах Национального Парка Mahali. Так как никакое поселение не позволяется в парке, есть некая необитаемая площадь протяженнностью приблизительно 65 км вдоль береговой линии. Я уверен, что они промышляют на этой территории, и есть несколько сообщений, что рыбаки и торговцы, которые хотели покупать или продавать рыбу, были атакованы пиратами. Большинство жертв было застрелено, и весь их скарб, плюс лодки и катера - были украдены. По той же самой причине, Вы никогда не должны разбивать лагерь на пустынном берегу в Танзании.
Я тоже неуверенно чувствовал себя обуреваемый идеей относительно нахождения двух недель в Танзании, но находясь в лодке с девятью людьми мои мысли понемного успокаивались. Все же низка возможность нападения двух-трех пиратов на довольно населенный катер. Кроме того, в течение многих лет путешествий в Африку, я знаю одно, африканцы никогда (или по крайней мере чрезвычайно редко) травмируют белого человека.

Мы отбыли рано утром из Замбии и прибыли в Kasanga, где мы были должны навестить представителей Танзанийских иммиграционных властей. Даже при том, что они знают Вас, знают, что Тоби имеет лицензию, чтобы ловить рыбу. Всегда возникает некоторая проблема, которая может быть решена только, оплачиванием некоторой денежной "компенсации". В целом переговоры длились менее трех часов, и мы были на пути к Hinde, где планировали разбить лагерь в течение ночи. Я путешествовал в эту часть Танзании несколькими годами ранее с Laif DeMason и думал, что я знал эти места довольно хорошо; тем не менее я нашел некоторые места, которые я хотел бы посетить в следующей поездке. Пока же мы должны были двигаться к северу с такой скоростью с какой только мы могли.

Во второй день мы прибыли вечером в Keseke, который находится к северу от Ikola. Laif и я были в Ikola несколькими годами прежде. И мы знали, что скалистый берег был протяженностью приблизительно 24 км (места обитания Tropheus moorii "Kaiser"), тогда мы решили не идти туда, а отложить поход на время, которое теперь и наступило ! Мне потребовалось всего 15 минут, чтобы одеть подводное снаряжение и нырнуть в воду. И вот наконец я наблюдаю великолепных Tropheus moorii "Kaiser" в их естественной среде обитания. Я был также удивлен увидев T. annectens (до этого T. polli) здесь. Keseke находится в южном конце довольно "крутой" горной цепи, которая формирует береговую линию приблизительно на 40 км. После погружений мы основываем лагерь, и следующим утром, я снова ныряю на том же самом участке. Чуть позже мы отплыли немного на север, поскольку я хотел рассмотреть побережье, чтобы видеть, возможные отделяющиеся поселения цихлид, но ничего не наблюдалось. Скалистая береговая линия заканчивается резко "уткнувшись" в песчаный пляж, который расположен почти под правильными углами к горному хребту. Этот пляж растягивается вдоль озера Sibwesa (или Kibwesa на многих картах) где несколько больших скал формируют своего рода полуострова. После погружений в воду на нескольких участках мы разбили лагерь, чтобы готовиться к дальнейшей поездке.

Недалеко от Sibwesa начинается южная граница Национального Парка Mahali, который известен главным образом из за его колонии диких шимпанзе. В парке (чьи границы распространяются на 2 км - 1.2 миля - от берега) запрещает отлавливать рыбу. Так по крайней мере, нам это сказал тамошний начальник. Однако, он добавил, что за маленькую компенсацию он даст нам разрешение. Я - не уверен, запрещается ли официально ловить рыбу в парке или нет, но мы решили оплатить чиновнику его "услуги".

Tropheus moorii "Kirschfleck" залив Siyeswe
Фото Ad Konings

Погружаясь в тех местах было интересно видеть, что наиболее южные поселения T. moorii "Kirschfleck" имеют очень темные красные пятна, в то время как цвет пятен тех, что мы видели дальше к северу были более желтыми. Но даже далеко северней тех мест "Kirschflecks" были полностью черны. Есть много заливов по береговой линии парка, но ни один из них не может стать барьером в распределении цихлид. Я нырял в четырех различных местах и нашел на всех участках, более или менее ту же самую разновидность и варианты. Сам берег невероятно красив. Это скалы возвышающиеся на тысячи футов выше озера. Можно было бы ожидать круто обрывающуюся скалистую среду обитания также под водой, но удивительно, камни никогда не были глубже чем приблизительно на 25 футов. От той глубины они были полностью закрыты песком, количество которого увеличивалось в зависимости от глубины. Я пробовал искать камни на более глубоких уровнях, но там их не было. Песчаное дно во многих местах настолько круто обрывалось, что я мог легко создавать маленькие лавины ! К счастью я все же нашел несколько цихлид, которые были импортированны годами ранее, но с тех пор исчезли со сцены, типа Petrochromis "Техаs" и Petrochromis "Red".

Когда мы достигли Bulu Point, мы основали лагерь. Мы пропустили Остров Karilani, но было уже слишком темно для погружений и мы возвратились туда на следующий день. Остров - не очень большой (приблизительно 100 метров поперек), и снова скалистая поверность- идет вдоль берега не глубже чем на 6 м. Там было очень интересно нырять, поскольку здесь был найден наиболее южный T. duboisi, хотя они и не очень многочисленны. Они встречались даже реже, чем - Neolamprologus leleupi. Этот вариант неолампрологуса предварительно было описан как N. leleupi longior. Я нашел N. leleupi также в Bulu Point и в Halembe, но близ Karilani- они самые желтые. Также возле этого острова я нашел самых маленьких цихлид, известных пока, миниатюрных N. brevis! Известные формы этого вида весьма маленькие, но вариант, найденный у Karilani- крошечен. Интересно, что N. brevis отличается от других цихлид-обитателей раковин, тем что и самка и самец живут парами в одной ракушке. Также интересный факт, что раковины на этом участке казались намного меньшими чем в другом месте. Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, что эта небольшая рыба не была подростками больших особей. Вместе с карликовым N.revis я также нашел карлика Telmatochromis. Я не наблюдал размножающиеся пары, так что я - не уверен, что это была карликовая разновидность, но я нашел несколько индивидуумов вероятно самок с крошечными мальками. Эти две карликовые разновидности занимают миллионы пустых раковин улиток, которые закрывают песчаное дно, окружающее Остров Karilani. Я не видел Lamprologus callipterus или других обычных обитателей ракушек, но все же это очень интересное место!

Neolamprologus sp. "brevis dwarf" остров Karilani
Фото Ad Konings

Bulu Point было первым местом, где я нашел скалы на глубине более чем 8 метров. Здесь я также впервые увидел Cyphotilapia frontosa, поскольку они обычно бывают найдены глубже чем 15 метров. Скалистая среда обитания в Bulu Point протягивается на глубину приблизительно 23 метров. Наиболее захватывающим зрелищем была огромная смешанная стая Cyprichromis leptosoma и C. microlepidotus; последняя разновидность была исключительно красива. Жаль, что это было слишком далеко от станции в Замбии, чтобы транспортировать их и сохранить живьем.

После Bulu Point есть большая протяженность песчаной и болотистой береговой линии, и нам понадобилось приблизительно четыре часа прежде, чем мы достигли самого близкого скалистого берега. Мы были все еще далеко от Maswa и Мыса Kabogo, но я хотел проверить каждую возможную скалистую часть побережья. В новом месте уже в течение пяти секунд мне удалось увидеть первых малочисленных T. duboisi "Maswa". Я сообщил об этом на лодку и решил что мы соберем здесь достаточно экземпляров "Maswa". Я помнил по предыдущей экспедиции в Maswa, что T. duboisi не был очень многочисленнен, также как и в Halembe. Они нигде не были замечены в стаях или даже маленьких группах. Максимально удавалось встретить три или четыре индивидуума которые могли быть найдены вместе.

Скалистая зона в Halembe не очень глубока, приблизительно на 6 метрах камни уступают место песку и также как на мелководье есть большое количество песка среди куч скалистой породы. Мы разбились на 4 группы, каждая команда была с сетью и двумя полиэтиленовыми пакетами. Пойманная рыба была помещена в мешки; каждые 45 минут мы выходили из воды, чтобы освободить их. Айзек, руководитель группы, управлял лодкой и передвигался на ней в том же самом темпе как мы передвигались по берегу. В первый день мы отловили 66 самок (только самки были подсчитаны). Мы хотели основать лагерь на берегу небольшого привлекательного залива, но местные предупредили нас, что место было слишком опасно, поскольку оно располагалось больше чем на 3 километра от самой близкой деревни. Так что мы пошли в Halembe, - довольно большой деревне с очень декоративными деревьями и большой равниной перед этим населенным пунктом. Берег был очень мелким, и мы всей командой тянули лодку к берегу. Разрешение остаться нам предоставил председатель деревни, он также снабжал нас дровами.

На следующий день начался наш бизнес. Те же самые четыре команды разбились на все скалистое побережье между Halembe, и небольшым заливом. Согласно моей оценке, это расстояние равно приблизительно 2 километрам. Я с Айзеком считал пойманных самок и распределял их по различным бакам в лодке. Люди оставались в воде в течение приблизительно 45 минут, после чего залезали в лодку, чтобы погреться. Во второй день они сделали пять таких раундов по отлову, и общее количество самок T.duboisi "Maswa"достигло 352 штук. Первые два захода прошли гладко, но в течение третьего раза, мы увидели их когда они были уже на берегу вопя и жестикулируя нам, что мы должны подплыть к ним. Поскольку мое понимание местных диалектов довольно бедно, я понятия не имел, что происходило. Мы забрали их, и тогда я спросил почему они тыкали пальцами по направлению к воде? Льюис ответил мне " О, очень большой крокодил здесь. " Я не ожидал бы увидеть крокодила здесь, из-за камней и относительной близости поселения, но мы были все же очень удачливы (включая непосредственно меня, поскольку я был в воде здесь в течение более трех часов) что ни один из нас не закончил свою жизнь, как завтрак крокодила. Kedrick -был тем, кто почти врезался в крокодила. Но Айзек очень прохладно отнесся к этому инциденту и начал кружить на катере над тем местом, где крокодил был замечен. Пятью минутами, позже он объявлял, что теперь безопасно и можно нырять снова.

Tropheus duboisi "Maswa" из Halembe
Фото Ad Konings

В тот день мы проверили глубины в нескольких местах приблизительно на 16 км к северу от Halembe, но не нашли "Maswa" даже при том, что тип среды обитания казался тем же самым. Тоби хотел 400 самок, оценивая, что 10-15 % не пережили бы поездку назад к Замбии, но мы знали, что нам надо иметь рыбу прозапас. Поэтому мы решили пройти те же самые километры береговой линии на следующий день и мы добились своего. Удивительно, общее количество самок было 500 штук! Я боялся, что мы полностью исчерпали эту часть озера по T. duboisi "Maswa", но когда я позже погружался на этом участке побережья, я наблюдал T. duboisi "Maswa на больших глубинах.

Когда все было подсчитано, лишние самцы были освобождены, и все было приготовлено для отъезда, местные рыбаки предупредили нас, что с юга надвигается сильный ветер и было решено оставить Halembe немедленно.
По прибытию в Bulu Point рыба была погружена в клетки, которые были опущены за борт. Чтобы делать поездку наименее напряженной для рыбы, мы двигались домой без остановок, если не считать единственной остановки в Utinta. Однако прежде, чем мы снова тронулись в путь, появились слухи в деревне, что пираты были замечены в Заливе Lugubwe, наш отъезд задержался на нескольких часов. В конечном счете Айзек и я убедили людей, чтобы продолжить поездку и мы решили, что спросим в штабе парка о правде этих слухов. Здесь нам сказали, что лодка, которая была замечена в заливе, принадлежала рыбакам из Sibwesa. Мы двинулись домой, было очень холодно! Мы плыли в течение всего дня без сна и постоянно борясь с ветром, каждый из нас был полностью пропитан влагой вместе с одеждой. Ночью это было особенно неприятно. Я был единственный со спальным мешком. Но, влажный спальный мешок,- нет ничего хуже. Так или иначе мы наконец пересекли границу и достигли домика на станции Тоби.

Я планировал поездку, сроком на три недели, так что теперь оставалось время и в течение целой недели, я отдыхал в Kalambo, месте которое на мой взгляд -лучшее на Озере Танганьика, из тех где можно остановиться. Я благодарю Тоби Вилла и его команду за интереснейшее путешествие.