Пушистые плавники

Автор: Сергей Аникштейн

Флора и фауна Танганьики отличаются большим разнообразием. Тропический климат и теплая вода (25С) способствуют развитию многих видов животных, в том числе и экзотических. Здесь водятся крокодилы и гиппопотамы, большое количество водоплавающих птиц, ракообразных, моллюсков, а также – красивых рыб. В Танганьике из 250 разновидностей обитающих в озере рыб, около 170 являются эндемиками, в том числе и рыбы из семейства Cichlidae (цихлид). Одни из них вылавливаются для пищевых целей, другие – для декоративных. В глубоководном африканском озере Танганьика, насчитывается много эндемичных организмов. Из 1248 обитающих там видов, половина являются эндемичными. Это связано с древним возрастом озера. Кроме того, Танганьика на протяжении долгого времени была бессточным водоемом, поэтому ее животный мир развивался в изоляции от соседних водных объектов.

 Вид трибы, о котором пойдет речь, - Aulonocranus dewindti (Boulenger, 1899). Эта цихлида представляет монотипический (то есть включающий всего один научно описанный вид) род, встречающийся в озере Танганьика практически повсеместно в подходящих биотопах. Впервые рыбы были обнаружены в 1899 году в регионе Молиро (Moliro) на территории Заира. В этом районе в 1898 году завершилась экспедиция лейтенанта Лемэра (Lemaire). При описании же вида год спустя Д. Буланже посвятил его молодому и талантливому геологу доктору Де Виндту (De Windt), утонувшему в озере в результате несчастного случая в ходе той самой экспедиции

Dewindti_large.jpg

Аулонокранусов и других нередко именуют Feather Fins, то есть «Пушистые плавники». Объяснять этимологию названия, думаю, не требуется. Еще одной особенностью рыб является обилие сенсорных зон на голове. Эти участки, содержащие большое количество рецепторов, реагируют на многие внешние раздражители, в том числе на изменение давления. Благодаря им, рыбы, обитая в пещерках и ведя ночной образ жизни, способны без проблем выслеживать добычу даже в полной темноте, у самого дна. Цихлиды предпочитают песчано-каменистые отмели, богатые седиментами. Верхние три метра подводной скалистой среды обитания "таят в себе"  группу цихлид  приспособившихся к существованию в зоне прибоя. Некоторые из этих цихлид являются травоядными, которые "пасутся" на богатых водорослевым покровом горных породах. Эти водоросли можно разделить на две группы, многоклеточные (волокнистые) и одноклеточные водоросли. Одноклеточные, состоят в основном из диатомовых водорослей, многие из которых прикрепляются к нитчатым водорослям в качестве эпифитов, в то время как другие могут прикрепиться непосредственно к поверхности скал или плавать в толще воды. Нитевидные водоросли состоят в основном из зеленых (Chlorophyta) и покровных сине-зеленых (Cyanophyta, также известных, как цианобактерии). Последняя группа состоит из фотосинтезирующих бактерий (прокариотов) из разных родов. Водоросли родов  Nostocales и Oscillatoriales, имеют важное значение в питании цихлид (Hata 2014). Основными характеристиками среды обитания являются относительное обилие пищи в сочетании с бурлящей водой.  Береговая линия с крутым наклоном в глубину имеет гораздо меньшую среду обитания, чем та, которая постепенно полого переходит в глубоководье. Зона прибоя очень хорошо насыщается кислородом вследствие его турбулентности, и в то же время С02 быстро уходит в атмосферу, что приводит к несколько более высоким значениям рН в зоне постоянного волнения воды, чем в других местах обитания. И в силу непрерывного смешивания верхнего слоя с нижними слоями воды, температура остается достаточно постоянной, даже на мелководье. В верхнем слое Танганьики температура воды колеблется от 24 до 30 градусов (в среднем 25°C), с глубиной температура понижается до 6-8 градусов. Верхние теплые (а, соответственно, легкие) слои воды лежат, как на перине, на более холодных, практически не перемешиваясь с ними (а если перемешиваются, то очень слабо). Кроме того, глубинные воды более плотные за счет давления и представляют собой подобие «монолита», что тоже вносит свою лепту в уменьшение перемешивания вод. Из-за этого образуется анаэробный слой воды, первопричиной которого являются температурные условия. Все, что находится в верхнем слое озера, рано или поздно оседает на дно, обогащая его органическим веществом. На дне оказываются микроскопические водоросли, зоопланктон, водные растения, рыбы, крокодилы и прочие, а также различные загрязнения, о которых говорилось выше. Все это разлагается в анаэробных условиях с образованием сероводорода.

26758338_517758585262202_1436382420819752043_o.thumb.jpg.5529d05e64a164220336775fb9dc9015.jpg

Жизнь на мелководье, в зоне повышенной турбулентности воды обладает массой преимуществ, равно как и недостатков. Главным из которых является интенсивное движение воды (трудно удерживать равновесие, сохранять положение во время кормления; попробуйте поесть, когда вас постоянно смывает). Зато налицо и преимущества: отсутствие крупных водных хищников (им там тоже трудно плавать и тем более охотиться) и обилие растительной пищи (опять же мало конкурентов за пищу, а тепла и солнца много). Большая часть из них вегетарианцы, питающиеся водорослевыми обрастаниями, обильно растущими на поверхности камней (света и тепла хватает в избытке). Aulonocranus dewindti  на глубины свыше 5 м заходят редко. Верхняя же граница их биотопа 1,5 м. Самцы территориальны, в то время, как особи противоположного пола обычно формируют небольшие группы. Для ландшафтов, где чаще всего встречаются Aulonocranus dewindti (а они рассредоточены практически по всей акватории озера), характерно присутствие крупных  округлых камней, редко разбросанных по песчаному дну. Рыхлый грунт является необходимым атрибутом жизненного процесса вида, так как только из этого материала самцы способны соорудить большие - диаметром до 25-30 см нерестовые кратеры (гнезда). Обычно такие постройки встречаются рядом с валуном или выступом скалы. Конусные сооружения могут достигать высоты 15 см.

Представители рода Aulonocranus отличаются следующими морфологическими признаками: соотношение длины к высоте составляет приблизительно 3:1; на голове присутствуют крупные сенсорные точки, глаза относительно большие. Верхняя и нижняя челюсти снаряжены 2- 3 рядами конических или двухконечных зубов. На боку по центру линией выстроены 33-36 гребневидных чешуй, просматриваются две боковых линии. Брюшные плавники самцов удлинены. Анальный имеет 3 жестких и 8-9 мягких лучей. Исследования пищеварительного тракта рыб показали наличие в их рационе личинок насекомых, мелких ракообразных.

Параметры аквариума для содержания и разведения Aulonocranus dewindti вполне укладываются в рамки традиционной емкости для танганьикских цихлид. Доминирующий принцип прост: чем просторнее, тем лучше. Очень важный фактор - площадь дна. Почему? Да потому, что, во-первых, самцу предстоит выстроить на нем свой массивный нерестовый кратер, а во-вторых, папаша в эту пору становится очень агрессивным и терпеть не может излишне приблизившихся к нему соседей. Так что, рекомендую исходить из минимума площадью дна в 150x80 см. Совместно можно содержать большинство скальных озерных «окуней», в том числе различных неолампрологусов. Они окажутся тем более уместными, если, по углам емкости будет достаточно пространства для сооружения каменистых нагромождений, в расщелинах которых смогут также прятаться самки и низкоранговые молодые самцы Aulonocranus dewindti. С химическими параметрами воды тоже все просто. Оптимальный уровень pH - 8; его стабильность поможет обеспечить засыпка кораллового песка, если вода в вашем регионе мягкая. Нормальная интенсивность подмены воды - по 30% в неделю; можно чаще, в зависимости от условий в аквариуме. Главное - минимизировать количество нитратов, избыток которых рыбы воспринимают крайне негативно. Температуры - стандартные для искусственного водоема в стиле «Танганьика».

aulonocranus_dewindtii-Cich.jpg

Половой диморфизм у этого вида выражен четко. Самцов отличают длинные, украшенные пятнами брюшные плавники и темные точки на спинном и грудных (все плавники темнеют, когда рыба пребывает в возбужденном состоянии). Чешуя отливает голубым. Самки стандартной серебряно-бежевой окраски. Для успешного разведения  A.dewindti  лучше содержать группу из самца и трех самок. Если в аквариум поместить сразу нескольких особей мужского пола, то доминантная сразу начинает закреплять стой статус, неустанно гоняя конкурентов. Агрессия, правда, обычно не перерастает в кровавую драку - все обходится растопыриванием плавников и прочей демонстрацией стати. Иногда доходит до смены лидера, и неудачнику приходится готовить новый нерестовый кратер, взамен захваченного более удачливым агрессором. Когда самка готова к нересту, она обычно отделяется от остальных (как правило, они стоят группой как можно дальше от самца) и плывет к избраннику на нерестовую площадку. Завидев партнершу, самец становится заметно темнее и начинает танцевать вдоль края вырытой им ямы, попутно яростно разгоняя прочих приближающихся рыб. Стандартные па - это растопыривание плавников, дрожание, резкие рывки и повороты. Пока «владелец поместья» отплясывает и освобожда­ет территорию от врагов, самка деловито расчищает от крупных частиц дно не нерестовой ямы.

Завершив подготовительный этап, самец возвращается, и начинается нерест, стандартный для большинства цихлид, вынашивающих икру во рту. Пара кружится, рыбы то сближаются, то несколько отдаляются друг от друга, и после каждого цикла на дне оказывается икринка тут же омываемая молоками. Между делом папаша ухитряется осматривать владения и изгонять недругов. Крупные самки способны выметать и выходить до 40 мальков. Когда те покидают рот матери (а это обычно происходит через 18-21 день), их длина обычно достигает 10 мм, они уже полностью сформированы, жизнеспособны, тут же начинают свободно плавать и питаться науплиусами артемии. Для быстрого роста рекомендуется давать молодняку корма с высоким содержанием белка и омега- 3 полиненасыщенных жирных кислот. К слову, хотя ПЖК известны аж с 30-х годов прошлого века, четкое понимание их роли в нормализации развития организма (в том числе и человека) пришло лишь в последние несколько лет. Сегодня существуют различные «обогатители» рациона мальков. Их задача - сформировать меню, аналогичное по пищевой ценности природным веслоногим рачкам и способное поддержать развитие молоди на самых ранних стадиях. И особое внимание при этом уделяется как раз обеспечению оптимальных концентраций кислот омега-3 и омега-6 в соотношении, необходимом для рационального питания.

Хотя в водах африканских рифтовых озер растительный планктон человеческому глазу не всегда виден, он все-таки постоянно присутствует и служит основной пищей для разного рода простейших, коловраток, планктонных ракообразных и пр. В условиях неволи подходящими заменителями для выкорма молоди цихлид служат «домашние» коловратки рода Brachionus и микрочерви Aulophorus (Depo) furca tus. Последние, к слову, за счет высокого содержания белка не только являются ценной добавкой, но и могут рассматриваться в качестве полноценного повседневного корма для мальков и подростков рыб многих мелких видов. Однако, если нет возможности или желания «повозиться», сгодятся, естественно, и сухие корма при условии, что молодь их поедает. Помимо полноценной, сбалансированной кормовой базы, для быстрого роста малькам необходима чистота: содержание нитратов в воде не должно превышать 5-10 мг/л при полном отсутствии нитритов и уж тем более аммиака/аммония.

Aulonocranus-dewindti-Lacul-Tanganyika.jpg

А вообще, A.dewindti - интересная аквариумная рыба, содержание и разведение которой не составляет особого труда при хороших навыках. В заключение же хочу сказать несколько слов в поддержку «дикарей». Это не имеет непосредственного отношения к теме статьи, но, надеюсь, поможет любителю справиться с некоторыми проблемами содержания как аулонокранусов, так и других экзотических гидробионтов.

Если попытаться посчитать, выходцы каких континентов обитают в наших домашних водоемах, то с точки зрения географического происхождения большинство африканских цихлид в аквариумах российских любителей, конечно же, европейцы. Это, как правило, 2-е, 3-е, 4-е, а то и неизвестно какое поколение особей, отловленных в местах естественного обитания и в последующем разведенных в России, или, скажем, в Германии. Настоящие же «дикари» из Малави и Танганьики все еще остаются у нас в стране некой элитной кастой, «рыбой не для всех». Этот имидж формировался годами, подпитываемый «железным занавесом» и жалкими «карманными» поставками от заграничных товарищей - с подходящей для того времени аурой секретности и полного отсутствия информации о самой рыбе и об условиях ее содержания. До сих пор на слуху истории о том, как первых «принцесс» (N.brichardi) пытались содержать в «амазонских» условиях, кормя при этом трубочником. И конечно же, все помнят, чем такие эксперименты заканчивались. Виной тому в том числе острый дефицит сведений о той или иной рыбе. Строго говоря, стереотип какой-то особенности «дикарей» в смысле необходимости создания специальных условий содержания, эксклюзивных навыков разведения и т.д. до сих пор сидит в умах большинства аквариумистов. Выскажу два соображения в поддержку природных экземпляров.

Во-первых, на качестве разводной рыбы, конечно же, сказывается инбридинг. Во-вторых, как мне кажется, «дикари», выросшие в природной среде, то есть в том числе и в условиях жесткой половой конкуренции, в большей степени «понимают», что физическая кондиция и яркая окраска - единственный шанс передать свои гены потомству. А выпестованные в тепличной среде аквариума «домашние» рыбы не испытывают столь резкой необходимости завоевать внимание особи противоположного пола, а стало быть, лишены потребности «быть красивыми».

С уважение ко всем любителям аквариумистики.