В поисках Красного Каданго

Автор: Эд Конингс

В начале 80-ых благодаря Норману Эдвардсу (Norman Edwards) аквариумисты познакомились с так называемым "Красным Каданго" ("Red Kadango Borleyi"). Успех этой рыбы был мгновенным и всеобъемлющим. Всем аквариумистам пришлась по душе глубокая красная окраска взрослых самцов, и стального цвета мальки с ярко красными плавниками. Само название "Каданго" (Kadango) происходит от названия маленькой деревушки, недалеко от которой и были впервые обнаружены эти малавийские цихлиды.

art31-01.jpg
Взрослый самец Copadichromis borleyi "Kadango".
Фото © Эд Конингс

art31-03.jpg
Инкубирующая самка C. borleyi "Kadango".
Фото © Эд Конингс

art31-02.jpg
Верхушка крошечного рифа в районе Каданого лишь слегка выглядывает из под воды.
Этот риф местные жители называют Мвала Мусинджа Ндеву
Фото © Эд Конингс

art31-04.jpg
Вариант C. borleyi "Crocodile Rocks", очень напоминает "Red Kadango", но отличается оранжевым краем
на анальном плавнике у самцов и пятнами на боках у самок
Фото © Эд Конингс

art31-05.jpg
Самка C. borleyi "Crocodile Rocks"
Фото © Эд Конингс

art31-06.jpg
Самец расы C. borleyi из района Luwala и Chimwalani Reef. Раса известна под названием "Borleyi Goldfin".
Фото © Эд Конингс

art31-07.jpg
Самка C. borleyi "Luwala Reef".
Фото © Эд Конингс

А теперь немного фактов из истории жизни Нормана Едвардса, который стал первооткрывателем этой замечательной разновидности. Одним из первых экспортеров рыбы из Озера Малави был Питер Дэвис (Peter Davies), который после некоторого времени работы на озере обосновался на на Мысе Маклира (Cape Maclear), где и была размещена его экспортная станция. Питер и Хенни Дэвис имели семейство: дочь Гвэнн и трех сыновей Тревора, Айвора и Дэвида. Гвэнн получила лицензию пилота-профессионала и некоторое время помогала отцу, совершая полеты на своем "Cherokee-6" с маленькой взлетной полосы на Мысе Маклира. Однако, после аварии на взлете (к счастью она осталась жива), Питер взял на работу Нормана Едвардса. Норман кроме того занимался пошлинами и вообще помогал в содержании и уходе за отловленной рыбой.

Тем временем лицензии на отлов и экспорт экзотической рыбы были получены Эриком Флитом (Eric Fleet) основавшимся в районе Блантир (Blantyre) и Стюартом Грантом, основавшим станцию сбора в районе Салима (Salima). В конечном счете семейство Дэвисов покинуло Малави, чтобы занаяться своим магазином в Великобритании. Время от времени они брали небольшие партии малавийских цихлид для продажи. Норман оказался без работы и присоединился к Стюарту Гранту, став его помощником и пилотом "Сессна-206". В то время для перевозки рыбы использовался паром из Блантира, а уже из Ликомы (Likoma) и Чилумбы (Chilumba), где были взлетные полосы, рыба доставлялась воздухом.

Доктор Тони Риббинк (Tony Ribbink), который в этот период занимался организацией Национального Парка в этом районе, отмечал, что Норман Едвардс в этот период сам получил специальную лицензию, позволяющую ему ловить рыбу в пределах границ парка после отъезда Дэвиса. Это в конечном счете привело к тому что через несколько лет Норман и Стюарт работали параллельно, выпуская уже отдельные поставки заграничным клиентам.

Стюарт Грант имел лицензию от Министерства рыбного хозяйства, по которой он не имел парва на отлов рыбы в районе побережья ограниченном сверху линией проходящей через северную оконечность Мыса Маклира; а с низу линией проходящей по самой южной части острова Боадзулу (Boadzulu Isl.). Остров был объявлен природоохранной зоной перед ее формальным включением в состав национального парка. В результате чего Стюарт фактически не мог вылавливать рыбу в районе Мыса Маклира, и этот район стал вотчиной сначала Питера Дэвиса, а позже и Нормана Эдвардса.

В конечном счете специальная лицензия Нормана закончилась, и он снова продолжил работать вместе со Стюартом, пока не решил в конечном счете уехать на родину в Уэльс в Великобритании, где и скончался в 2001.

В время своих экспедиций, Норман и обнаружил довольно сильную популяцию оригинальной разновидности Copadichromis borleyi которую он поставлял под коммерческим названием "Kadango Red Borleyi", и он весьма успешно экспортировал эту разновидность довольно долгое время. Когда лицензия Нормана постепенно истекла, Стюарт Грант все еще не мог ловить рыбу в районе Каданго (Kadango), несмотря на то, что этот район так и не оказался в составе территории Национального парка.

В конечном счете это ограничение было снято. Однако со временем (и после ухода Нормана Эдвардса с рыболовецкой сцены) точное местоположение района Каданого было забыто! И Стюарт долгое время не мог снова его обнаружить! Оставалась надежда на Саюлоза Мвале (Saulos Mwale), его прежнего главного водолаза, который знал местоположение. Я даже посетил с ним это место однажды, но к сожалению он скончался прежде, чем у нас появились системы глобальной навигации, так что и его знание было утеряно.

Восточная береговая линия в юго-восточной части озера песчаная и очень мелкая. Я помнил, что участок отлова Красного Каданго был у маленького рифа на мелководье, но так как камни были погружены в воду это место было трудно обнаружить.

За годы поисков я посетил два других района, где встречаются "каданго-подбные" Сopadichromis borleyi: Crocodile Rocks и Chemwezi Rocks. Чимвези - самая южная часть скалистой зоны на восточном побережье озера. На глубине около 15 метров дно состоит из огромных валунов. Я посетил этот район в 1989 году впервые и обнаружил там огромное количество "песчаных" разновидностей, типа Chilotilapia rhoadesii и Buccochromis spp. Когда я повторно посетил Чимвези в прошлом октябре (прим. октябрь, 2001), подводная фауна вокруг камней была практически уничтожена из-за массового отлова производимого в южной части озера. Несколько групп рыбаков были на камнях, и много сетей были найдены установленными вокруг острова. C. borleyi в этом месте все еще попадался, но в намного меньшем количестве, в сравнении с высокой плотностью заселения 12 лет назад.

В Чимвези C. borleyi, очень напоминает того самого "Red Kadango", но большинство индивидуумов имеет три пятна на боках. Принимая во внимание, что у "Kadango" на теле отметин нет совсем. Самки и молодь "Chemwezi" имеют более темное тело (особенно после помещения в аквариум), и красный цвет - главным образом присутствует на анальном плавнике, а не во всех как у "Kadango". Взрослые территориальные самцы практически неразличимы от самцов расы "Kadango". И хотя это весьма симпатичный вариант C. borleyi, мне кажется, что аквариумистам больше по нраву более светлые и лишенные пятен, настоящие "Kadango".

Еще одна раса очень похожих на "Kadango" C. borleyi была обнаружена в районе Crocodile Rocks. Предсавители этой расы имеют еще более темное тело, и также как и "Chimwezi" имеют три маленьких пятна на боках. Эта популяция очень маленькая, и в настоящее время можно встретить лишь несколько десятков теририториальных самцов одновременно. Риф очень маленький и мелкий с максимальной глубиной около 6-7 метров. Взрослые окрашенные самцы очень похожи на "Kadango", но имеют оранжевый кант на анальном плавнике. Тогда как у самцов C. borleyi "Kadango" он бело-синий. Самки и молодь также как и "Chimwezi" имеют три пятна на серебристо-коричневых боках.

Недавно, Стюарт Грант получил продление своей лицензии так, что в сфере его доступа оказались теперь и районы где расположена деревенька Каданго. В октябре 2001 я намеревался отправиться вместе с несколькими из его водолазов исследовать новые участки отлова "Красного Каданго". Так как я помнил, что тот риф был полностью погружен под воду, мы начали на юге в районе Чимвези и перемещались в северном направлении по восточному берегу озера, все время спрашивая рыбаков, знают ли они что-нибудь о таинственном подводном рифе. После нескольких встреч и распросов рыбак около деревни Каданго направил нас на крошечную скалу, выступающую поверхность. Краткий осмотр с трубкой и маской показал это, что это определенно мог быть тот самый участок, который я посетил 12 годами ранее с Саюлозом Мвале. Я сначала исследовал риф, потом сделал несколько фотографий перед началом отлова. За довольно короткое время удалось выловить около сотни самок, но самцов поймать оказалось довольно трудно. На следующий день, мы пробовали снова и нам сопутствовала удача. Все отловленные в тот день экземпляры этого замечательного представителя группы Утака, мы привезли на станцию сбора в Камбири (Kambiri Point). Само собой разумеется, все они были мгновенно проданы, после того, как эта разновидность не вылавливалась уже почти 10 лет. Теперь Стюарт ищет дополнительные участки для отлова этой рыбы, поскольку не известно, сколь долго можно собирать богатый урожай со столь маленького рифа в Каданго. В сентябре 2002 я посещу этот риф еще раз, чтобы оценить плотность популяции C. borleyi одиннадцатью месяцами спустя после возобновления активного отлова.

Больше ни в одном районе озера у C. borleyi нет рас, у которых молодь и самки которых имеют оранжево-красные плавники, как у рас встречающихся в южных областях юго-восточной части озера . К северу от Каданго, самая близкая скалистая зона - это район рифов Чимвалани (Chimwalani) и Лувала (Luwala) (до этого известных как Риф Экклеса (Eccles Reef) и Западный Риф). C. borleyi в этих районах также поступал в проджажу в Европе и Америке и известен как "Goldfin Borleyi". Самки и молодь имеют желто-золотстые плавники, а взрослые окрашенные самцы имеют желто-золотистые бока. Некоторые из особей популяций обитающих в районе этих рифов имеют пятна на боках. Я видел подростков с тремя, двумя, одним пятнами или вообще без них. И если пятна есть то одно всегда на основании хвоста. При дальнейшем продвижении на север по восточному берегу озера желтый цвет в плавниках становится менее интенсивным.

Маленький риф в Каданго, который в местном наречии известен как Мвала Мусинджа Ндеву (Mwala Musinja Ndevu), состоит из нескольких групп камней среднего размера, которые сидят на песчаном основании приблизительно на глубине 15 метров ниже поверхности. Когда я посетил этот риф, в октябре видимость была вполне приемлема (около 5,5-6 метров), но я думаю, что в остальное время года она значительно хуже.

В районе рифа можно было встретить небольшую популяцию Nimbochromis fuscotaeniatus. Мне попались на глаза несколько территориальных самцов, приблизительно около 20 особей. Встречались и довольно большие экземпляры Serranochromis robustus, а между камнями рифа прятались Oreochromis shiranus. Из представителей группы Мбуна попадались главным образом Tropheops novemfasciatus, защищищавшие свои территории по краям рифа.

Безусловно доминирующая разновидность в количественном отношении в этом районе это - C. borleyi. Стаи из сотен самок, многие из которых с икрой и личинками, группировались вокруг больших камней. Кормящиеся особи встречаются в основном в верхних 4 метрах водного столба, в то время как территориальные самцы защищают свои нерестовые площадки ближе к основанию рифа на глубине 5-7 метров. Большинство нерестовых участков было расположено на горизонтальной поверхностях рифа, между камнями. В других районах C. borleyi предпочитают нерестится рядом с большими валунами обычно у вертикальной поверхности скалы, иногда даже зависая вверх тормашками под сводами арок и пещер. В окрестностях рифа очень немного больших валунов, и движение воды во время сильного ветра может мешать самцам, занимающим территории на мелководье.

Устойчивое своеобразие копадихромисов "Каданго" заставляет многих исследователей задумываться над возможностью того, что Красный Каданго возможно представляет разновидность, отличную от C. borleyi и достоин описания как отдельный вид. И безусловно это - один из наиболее интересных представителей группы Утака, встречающихся в озере.

перевод Д. Ванюшкина, 05/2003

Mailto:sales@cichlidnewsmagazine.com

Авторское право © 2000-2003 Aquatic Promotions, Inc. All rights reserved.
Журнал CichlidNews, 04.2002 №11

 

Безымянный.jpg